Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Основные технические задачи в «Избранных Этюдах» К. Черни под редакцией Г. Гермера.

21 октября 2021 г.

Основные технические задачи в «Избранных Этюдах» К. Черни под редакцией Г. Гермера.

Работа над этюдами представляет собой единый и сложный процесс, который включает в себя множество задач: ритм, аппликатура, педализация, выразительность исполнения, то есть использование комплекса средств, необходимых для воплощения художественного образа. Всё это теснейшим образом связано с развитием техники. С первых лет обучения игре на фортепиано необходимо уделять внимание систематически работе над этюдами.

Доказано временем, что этюды К. Черни – самый лучший и незаменимый материал доя развития технических навыков юных пианистов, для укрепления технической базы обучающихся. Процесс работы над этюдом начинается с определения художественного содержания. В работе над этюдом следует уделять внимание звуковым задачам. В понятие «Работа над звуком» входит и артикуляция. Точные ритмические навыки помогают скоординировать игровые движения. А чёткая равномерная пульсация – пальцевую ровность. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося. Рекомендуется играть Этюд наизусть (фрагменты или каждой рукой отдельно). Свободное владение тестом позволит лучше контролировать разного рода технические действия. После выучивания наизусть полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях.

Очень важно значение аккомпанимента – это основа ритмического и гармонального строения этюдов. Именно на этом этапе работы над техническим произведением с помощью педагога подбираются необходимые приемы звукоизвлечения, распределяются мышечные усилия, анализируется аппликатура. «Заучите аппликатура, как таблицу умножения», - Натан Перельман. На первой стадии работы каждый игровой приём должен быть обоснованным выражением музыкальной задачи. Очень важной является работа над организацией движений. Контролируя и проверяя те или иные движения, пропуская все через слуховой контроль, учащиеся добиваются автоматизма исполнительных навыков, которые облегчают исполнительский процесс, освобождают играющего от детального контроля над техникой и позволяют переключать внимание на задачи художественного плана.

Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где сосредоточены наиболее технические трудности. Работа над ними должна начинаться на первом этапе. В первую очередь решаются задачи ровности, точности и ясности звучания. Никакая работа над звуковой красочностью не заменит работы над техникой. Часто с помощью педали учащиеся пытаются скрыть свою техническую несостоятельности. Такая работа, разумеется, пользы не принесёт.

В Этюдах под редакцией Г. Гермера Черни мастерски обобщил все основные виды техники. Сосредоточены слуховой контроль должен иметь первостепенное значение. При усложнении «технических формул» слуховая мобилизация должна быть особенно интенсивной. Несмотря на то, что в сборнике Черни представлены все основные технические формулы, все – таки одним из самых распространённых видов техники являются гаммы и гаммообразные пассажи. Черни считал, что гаммы – фундамент техники. Для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными. Игра гамм не только формирует технику и двигает её вперёд, но и развивает музыкально – теоретические представления и свободную ориентацию на клавиатуре. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает аппликатурную точность игры.

Этюды Черни – это правильно понятая художественная задача, дающая правильный путь к решению технических проблем, заключённых в данном произведении. В понятие «виртуозно исполнение» у Черни входит ни одна лишь беглость и ловкость пальцев, а ещё и владение разными приёмами артикуляция, разнообразными динамическими красками. Этюды Черни позволяют развить пальцевую технику, являющейся лучшим средством для овладения виртуозностью. Навыки, приобретённые в начале обучения, должны перерасти в фундаментальную базу пианизма.