Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Тон в живописи. Техника гризайль

12 ноября 2021 г.

Открытый урок 

Предлагаемая методическая рекомендация,  по организации и проведению урока, разработана для  изучения темы: «Тон в живописи. Техника гризайль», предназначена для преподавателей ДХШ и художественных отделений ДШИ реализующих дополнительные  предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства  «Живопись» и в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество».

Учебный предмет: Живопись

класс, дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства  «Живопись» и дополнительная  предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество», возраст детей  10-12 лет).

Тема занятия: Тон в живописи. Техника гризайль.

Актуальность темы: Главной целью учебного предмета «Живопись» является  формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать  профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области  изобразительного искусства.

 Изучение Тона - это важная часть в обучении академическим дисциплинам. Тон -  основа передачи объема предмета, только  с помощью свето – теневой и тоновой  раскладки на предмете можно добиться его объемного изображения.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Цели:

-  развивать свободу творческой деятельности детей;

- формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей;

- выявление одаренных детей;

- способствовать расширению кругозора учащихся;

- способствовать развитию познавательного интереса у учащихся к изобразительной грамоте как науке, предмету и учению в целом;

- способствовать развитию у учащихся умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по воспитанию, осмыслению и первичному закреплению;

- продолжить воспитывать внимательность и дисциплинированность у учащихся;

- прививать любовь к искусству.

Задачи:

образовательная:

- продолжать знакомить детей  с понятием тон в живописи, объем, гризайль.

-рассмотреть технические способы работы над ахроматической шкалой, исследование и изучение  оттенков тона от серого до черного.

развивающая:

- развитие логического мышления, навыков работы с изоинструментами.

воспитательные:

-создать условия для повышения информационной культуры учащихся в области изо;

-формировать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование:

Для учителя:

-Персональный компьютер для учителя,

-презентация “ Тон в живописи. Техника гризайль”.

Материалы для учащихся: гуашь, простой карандаш, кисти.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

План – конспект урока.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Цель занятия -  это формирование знаний и  практических умений о тоне в живописи, о технике гризайль. Сегодня наша задача на практике изучить технику гризайль, научиться видеть (на предметах) и  выстраивать тональные отношения и изображать на плоскости объемные предметы.

3. Изучение нового материала.

Важное значение при передаче объема предмета играет тон.

Само слово ТОН (от. греческого) означает ЗВУЧАНИЕ. Если внимательно вглядеться в предметы, то мы можем видеть, что предметы  состоят из нескольких частей (имеют разные плоскости), которые в свою очередь имеют разную плотность, т.е. тон. Если сделать тоновую карту предмета это будет выглядеть так: 

Анализируя тоновую карту предмета, мы видим, что свет (не путать с бликом) светлее, чем  полутень, рефлекс и собственная тень. То есть мы должны работать в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас собственная тень темная, то мы и не должны выходить за рамки этого тона. Так же важно знать и закон воздушной перспективы. Ближняя к нам часть предмета будет активнее по тону и более  четкой, чем части предмета удаляющиеся от нас.

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Задача, которая решается техникой гризайль – это передача тональной градации предмета. В технике гризайль удобно разбирать форму предмета по свето – тени, «лепить» его объем.

4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.

  1. часть – упражнение «Ахроматическая шкала».

Чтобы приступить к работе мы повторим правила компоновки предметов на листе и правильно распределим изображение на рабочей поверхности листа.

  1. Схема компоновки  предметов на листе              
  2. Ахроматическая шкала 

Ахроматическая шкала. Исследование оттенков тона от серого до черного, выполнение тоновой растяжки..

          Между черным и белым цветом существует множество оттенков серого. Их легко получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому цвету добавлять понемногу черной краски, то выстраивается шкала. И чем больше оттенков серого мы получим, тем легче, постепеннее будет переход от белого к черному. Каждый следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону: от светлого к темному.

Оттенки серого звучат тихо, печально, нежно. И в этом тоже – своя красота, красота тонких оттенков, переходов одного тона в другой. Это уже другое настроение, другой образ.

2 часть – упражнение «Развертка предмета. Схематичный тоновой разбор предмета с учетом падающего света и воздушной перспективы».

Чтобы приступить к работе  над 2 частью практической работы мы:

  • Повторим правила построения предметов, измерим пропорции предметов методом визирования.
  • Определим свет и тень предметов.
  • Выполним тоновой разбор предметов.

     3 часть  - передача объёма предмета.

Закрепляем изученный материал. Работа с натуры. Передача объема предметов по средствам свето - теневой моделировки предметов.

5. Подведение итогов урока.

Организуется выставка – просмотр выполненных работ, в ходе обсуждения которой предлагается выявить ребятам ошибки или наоборот достоинства, посмотрев на свои работы со стороны. Выбрать «самую аккуратно выполненную работу», «самую творческую», «самую грамотно выполненную».