Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Необходимость силы и ловкости пианистического аппарата в исполнении технических трудностей

17 декабря 2021 г.

Необходимость силы и ловкости пианистического аппарата в исполнении технических трудностей.

В фортепианной игре наблюдается такая тенденция, когда пианист переходит к быстрому темпу слишком рано, в то время как мышечный аппарат его ещё не подготовлен к выполнению данного темпа, вследствие чего пальцы перестают слушаться, движение тормозится, и в руке возникает «зажим». Во избежание таких явлений при тренировке беглости нужно осторожно и постепенно повышать темпы. Ловкость позволяет выполнять сложные движения в различных ситуациях. Она необходима пианисту в быстрых пассажах, совершаемых в быстрых темпах. Лица, обладающие природной двигательной ловкостью, легче схватывают структуру движений и быстрее осваивают технические трудности. Ловкость развивается постепенным повышением быстроты технических пассажей и многократным повторением их в быстром темпе. Тренировка в замедленном движении не обеспечивает развитие ловкости. Сила – двигательное качество, которое связано с напряжением мышц. Пианистам в работе над произведениями, требующими большой силы звука и высокого темпа, следует соблюдать  осторожность и увеличивать нагрузки постепенно, особенно при выработке силы и быстроты движений одновременно. Выносливость особенно необходима пианисту при исполнении виртуозных произведений. Без неё пианист не мог бы выдерживать большое напряжение и длительную игру во время конкретных выступлений или домашних занятий. Тренировка выносливости может продолжаться лишь до появления мышечной усталости и ощущения скованности в руках. Появление этих ощущений свидетельствуют о перенапряжении в работе мышечного аппарата, требующего отдыха. Выносливость неравномерно распределена в игровом аппарате. Так, выносливость в мелкой пальцевой технике ещё не обеспечивает выносливости в игре октав. Тренировка двигательных качеств устанавливает новые, более совершенные координированные связи между двигательных аппаратом и другими системами организма. Под влиянием тренировки совершенствуется координированные связи между двигательным аппаратом и другими системами организма. При этом совершенствуется нервно – мышечный аппарат, движения становятся экономичнее и свободнее.

 Сокращение мышц занимает все меньшую часть рабочего цикла, а период расслабления и отдыха становится длиннее. Такая координация в мышечном аппарате является важным условием развития двигательных качеств, лежащих в основе профессионального мастерства. Повышение одних качеств влияет на развитие других, например развитие беглости способствует увеличению ловкости и выносливости. Все двигательные качества способствуют увеличению ловкости и выносливости и нуждаются в постоянном подкреплении. Специальные исследования показывают, что отсутствие тренировки вызывает снижение быстроты и выносливости. Это подтверждается многими исполнителями. Поэтому пианистам не следует на долгое время исключать техническую работу из своего режима. Совершенствуя в дальнейшем все участки пианистического аппарата, работая над их независимостью, следует базироваться на тех же принципах, не разрушая их, а только подкрепляя более высоким качеством.