Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Составление индивидуального плана

15 января 2022 г.

Одна из важнейших  проблем музыкальной педагогики - выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Мастерство преподавателя проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности.

Индивидуальное воспитание следует проводить на основе продуманного плана.

Индивидуальный план - показатель таланта, знаний, опыта преподавателя. Это не только список произведений, намеченных к изучению, а своего рода - педагогический диагноз и прогноз. Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны.

Индивидуальные планы – важный документ, характеризующий процесс развития ученика. Программу подбирать надо разнообразную в отношении характера, темпов, тональности.

При составлении программы каждого ученика необходимо учитывать принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконичность и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Важно широко представить различные музыкальные стили и жанры.

При выборе произведений крупной формы следует чередовать разные её виды: рондо, сонатное аллегро, вариационный цикл, концерт.

В области полифонии – старинные танцы (с элементами полифонии), прелюдии, фугетты, инвенции, отдельные части из сюит, фуги, переложения органных сочинений.

Помимо основных произведений – полифонических, крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включены ансамбли, аккомпанементы, пьесы для ознакомления и самостоятельного изучения, для чтения нот с листа, гаммы и упражнения на развитие техники.

При изучении пьес следует включать в план сочинения как кантиленного характера, так и виртуозного, произведения зарубежных, русских и современных композиторов.

Все произведения следует подбирать с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика, с учетом постепенного возрастания их трудности, что должно в дальнейшем способствовать планомерному продвижению.

Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, следует включать и более легкие, которые могут быть быстро разучены.

Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.

В репертуарный план учащихся ранней профессиональной ориентации следует включать произведения повышенной сложности.

При составлении индивидуального плана учеников дифференцированного уровня количество планируемых пьес может быть сокращено. Таким учащимся следует давать произведения на 1-2 класса ниже программных требований учащихся основного уровня.

Индивидуальные планы составляются преподавателем к началу I и II полугодий. В планах необходимо фиксировать не только поставленные задачи, репертуар произведений, полученные оценки, но также делать краткие заметки о качестве исполнения, о достигнутых учеником успехах и о тех недостатках, на устранение которых следует обратить внимание.

К концу года педагог составляет характеристику, где отмечает успеваемость за протекший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана, сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует также сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.

Составление характеристики учащегося.

Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы учащихся. Оно должно исходить из разностороннего знания преподавателем ученика и систематического анализа его музыкального развития. Все это необходимо отразить в характеристиках, которые преподаватели составляют в конце каждого учебного года, при переходе в следующий класс. Характеристика должна освещать следующие стороны индивидуальности учащегося:

1. Уровень музыкальных данных:

  • слух, ритм, память
  • соответствие исполнительского аппарата ученика и степень

приспособляемости к музыкальному инструменту.

2. Общее развитие:

  • эмоциональность, восприимчивость,
  • быстрота реакции

3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям

4. Работоспособность, собранность

5. Умение заниматься самостоятельно:

  • степень грамотности в разборе текста
  • быстрота освоения музыкальных произведений

6. Успехи к концу года

7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению

Для характеристики учащегося с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как:

  • наличие художественного воображения
  • проявление музыкальной инициативы
  • технические данные и др.