Одна из важнейших проблем музыкальной педагогики - выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Мастерство преподавателя проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности.
Индивидуальное воспитание следует проводить на основе продуманного плана.
Индивидуальный план - показатель таланта, знаний, опыта преподавателя. Это не только список произведений, намеченных к изучению, а своего рода - педагогический диагноз и прогноз. Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны.
Индивидуальные планы – важный документ, характеризующий процесс развития ученика. Программу подбирать надо разнообразную в отношении характера, темпов, тональности.
При составлении программы каждого ученика необходимо учитывать принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконичность и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Важно широко представить различные музыкальные стили и жанры.
При выборе произведений крупной формы следует чередовать разные её виды: рондо, сонатное аллегро, вариационный цикл, концерт.
В области полифонии – старинные танцы (с элементами полифонии), прелюдии, фугетты, инвенции, отдельные части из сюит, фуги, переложения органных сочинений.
Помимо основных произведений – полифонических, крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включены ансамбли, аккомпанементы, пьесы для ознакомления и самостоятельного изучения, для чтения нот с листа, гаммы и упражнения на развитие техники.
При изучении пьес следует включать в план сочинения как кантиленного характера, так и виртуозного, произведения зарубежных, русских и современных композиторов.
Все произведения следует подбирать с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика, с учетом постепенного возрастания их трудности, что должно в дальнейшем способствовать планомерному продвижению.
Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, следует включать и более легкие, которые могут быть быстро разучены.
Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.
В репертуарный план учащихся ранней профессиональной ориентации следует включать произведения повышенной сложности.
При составлении индивидуального плана учеников дифференцированного уровня количество планируемых пьес может быть сокращено. Таким учащимся следует давать произведения на 1-2 класса ниже программных требований учащихся основного уровня.
Индивидуальные планы составляются преподавателем к началу I и II полугодий. В планах необходимо фиксировать не только поставленные задачи, репертуар произведений, полученные оценки, но также делать краткие заметки о качестве исполнения, о достигнутых учеником успехах и о тех недостатках, на устранение которых следует обратить внимание.
К концу года педагог составляет характеристику, где отмечает успеваемость за протекший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана, сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует также сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.
Составление характеристики учащегося.
Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы учащихся. Оно должно исходить из разностороннего знания преподавателем ученика и систематического анализа его музыкального развития. Все это необходимо отразить в характеристиках, которые преподаватели составляют в конце каждого учебного года, при переходе в следующий класс. Характеристика должна освещать следующие стороны индивидуальности учащегося:
1. Уровень музыкальных данных:
- слух, ритм, память
- соответствие исполнительского аппарата ученика и степень
приспособляемости к музыкальному инструменту.
2. Общее развитие:
- эмоциональность, восприимчивость,
- быстрота реакции
3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям
4. Работоспособность, собранность
5. Умение заниматься самостоятельно:
- степень грамотности в разборе текста
- быстрота освоения музыкальных произведений
6. Успехи к концу года
7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению
Для характеристики учащегося с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как:
- наличие художественного воображения
- проявление музыкальной инициативы
- технические данные и др.