Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Работа с дидактическим (раздаточным) материалом.

11 февраля 2022 г.

Работа с дидактическим (раздаточным) материалом.

Как правило, в музыкальной школе обучаются дети с разным уровнем музыкальных способностей, в том числе с недостаточно развитым чувством ритма и памятью. Поэтому применение игровых педагогических технологий в работе с такими детьми просто необходимо.

Использование дидактического материала на уроках фортепиано с начинающими музыкантами является одной из эффективной форм работы по развитию чувства ритма и усвоению нотной грамоты. Работа с раздаточным материалом на уроках фортепиано помогает ученикам усваивать, закреплять и применять на практике полученные теоретические знания. Для организации работы с дидактическим материалом  необходимо иметь различные карточки, таблицы, картинки. Работая с раздаточным материалом, ученики получают возможность проявить самостоятельность, что постепенно приводит к развитию их музыкальных и творческих способностей. В процессе этой работы необходимо научить учащихся использовать полученные знания на практике и формировать наглядно - образное музыкальное мышление.

При этом особое место на первоначальном этапе обучения занимает работа по активизации слухового восприятия. Работа с дидактическим материалом, а именно: осознанный выбор карточек-длительностей, карточек с ритмическими формулами, их раскладывание, выбор текста, проговаривание, пропевание текста песен (потешек) превращает часть урока в творческий процесс схожий с игровой деятельностью. А, как известно, в игровой форме ребёнок намного быстрее усваивает учебный материал и достигает поставленных целей.

Во-первых, необходимо приобрести или изготовить набор карточек с отдельными длительностями нот: целые, половинные, четвертные, восьмые, а также сгруппированных по две и четыре восьмые и шестнадцатые. Во-вторых, из различных сборников нужно выбрать и собрать в одну тетрадь или папку, в том числе оформить на карточках примеры четверостиший, небольших детских песенок и потешек. Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки. Здесь можно использовать набор из отдельных простейших слов. Например: ма-ма, па-па, Ма-ри-на, по-ля-на, сли-ва и т.д. Полезно сопровождать все ритмические схемы равномерным пульсом, который выполняется другой рукой.

На следующем этапе подбираются простейшие мелодии с чередованием длинных и коротких длительностей в размере 4/4, 2/2. Предлагается ученику выбрать карточку с текстом песенки (потешки), нараспев проговорить и хлопками в ладоши продемонстрировать ритмический рисунок. После этого ученику предложить выложить карточками-длительностями ритмический рисунок выбранной песенки (потешки). Некоторые ученики смогут выполнять эти задания сразу же, как только проговорив текст. Например:"Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом - наперёд". На этих примерах учащиеся намного быстрее усваивают понятия равномерный пульс в мелодии и длинные и короткие длительности.

После этого можно переходить к более сложным заданиям, в которых короткие и длинные длительности чередуются в выбранном тексте как в начале, так в середине и в конце музыкального предложения. Только после этого можно приступить к освоению более коротких длительностей.

Обучающиеся должны одновременно получать как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. С этой целью необходимо рассматривать все ритмические схемы, проговаривать их по слогам, прохлопывать. Можно найти простые детские пьесы, которые легко превратить в ансамбли. В этих ансамблях ученику предложить играть несколько звуков или интервалов в заданном ритме, а педагогу исполнять все остальное.

По мере двигательного и слухового закрепления ритмических рисунков учащиеся намного быстрее запоминают и усваивают названия длительностей, вновь вводимые для общения музыкальные термины. Одновременно на этом этапе необходимо познакомить с понятием размера. Для этого на самих карточках желательно записывать знаки размера. Для формирования и закрепления представлений о такте и размере можно придумать и использовать различные игры такие как: "Расселение нот в гостинице по комнатам – тактам" или "Размещение пассажиров по вагонам - тактам". На этом этапе ученик осваивает такие понятия, как такт и сильная доля.

По мере усвоения материала, можно уже предлагать ученику тексты песенок, где будут включены половинная с точкой, четверть с точкой, восьмая с точкой, триоли, синкопы, паузы. И конечно, работа с ритмическими карточками должна проходить параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием. Необходимо подкреплять все ритмические задания движениями - прохлопывать, проговаривать, шагать, стучать карандашом. При этом ученик должен понимать, что каждый слог в слове при проговаривании, пропевании, шаге или хлопке в ладоши будет соответствовать одной длительности.

Полезно эти двигательные и звуковые задания закреплять практически, т.е. выполнять в тетради, оформлять письменно нотными знаками. В выбранном четверостишье предложить ученику проставить вертикальные палочки – штрихи над каждым слогом. (Каждый слог в слове при этом будет соответствовать определённой длительности). Проставив шаги-длительности, ученик, как правило, уже без особого труда прописывает соответствующие длительности. Таким образом, путём практических действий ученики самостоятельно определяют и усваивают длинные и короткие длительности.

После усвоения понятия "длинные и короткие длительности" можно уже предлагать ученикам по ритмическому рисунку узнавать ранее услышанные песенки. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика. После успешных опытов в определении сходства и различия длительностей, можно дать более сложную задачу - найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок знакомой мелодии. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти сложный ритмический рисунок у вновь прозвучавшей мелодии.

Усвоение нотной грамоты.

Умением свободно читать нотную запись, к сожалению, овладевают далеко не все начинающиеся музыканты. Особенно проблематично для отдельных учащихся становится чтение нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод использования карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Последовательность освоения нотных карточек может быть различной, но желательно систематически, т.е. на каждом уроке. Карточки могут содержать одно, или несколько нотных знаков, музыкальных терминов. Цель работы с дидактическим материалом на первоначальном этапе - освоение нотных знаков, нотной записи. Более сложной формой работы для ученика являются карточки с записью интонационных блоков с четким ритмическим рисунком.

Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтения нот с листа. Весьма полезны такие задание: как "Бусы" - расположение нот в гаммообразных последовательностях; а также "Птички на проводах"- расположение нот только на линеечках и т. п.  Необходимо научить учащихся быстро читать нотный текст, размышляя логически, запомнив несколько опорных нот, а не разглядывать и вспоминать каждую встречающуюся ноту в тексте.

Важно помнить, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, так как "…теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются". Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным, учитывая системность и последовательность изучения нового материала.

Использование кроссвордов, загадок.

Методы практических действий хорошо сочетаются с игровыми формами деятельности развивающей направленности. Все эти методы основаны на применении полученных теоретических знаний на практике. Решение загадок, кроссвордов обычно вызывает у учащихся достаточно стойкий интерес и мотивацию к работе на уроках. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает логически мыслить и думать. Для этой формы работы преподавателю необходимо из различных источников выбрать соответствующий материал и оформить в папку или альбом.

Вывод: Применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления, умения оценивать себя, воспитанию основ благоприятных эмоциональных состояний. Работа с дидактическим материалом является необходимой и эффективной формой работы на уроке с начинающими музыкантами. Игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания учащихся младших классов детской музыкальной школы.