О воспитательной работе педагога.
Учебная работа преподавателя музыкальной школы неотделима от воспитательной работы. Педагог должен непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью. В процессе работы, преподаватель не имеет право пропускать мимо своего внимания процесс развития интеллектуального кругозора и всего мировоззрения и морального облика своего ученика. Педагог не должен ни на минуту забывать о своей ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности и не имеет право замыкаться в рамках узкого профессионализма.
Педагог – музыкант должен воспитывать в ученике глубокое уважение к русской музыкальной культуре – не только путем умелого подбора учебного репертуара, но и путем кратких бесед о текущих событиях музыкально-общественной жизни.
Ученик должен понимать, что и он может уже вносить вклад в развитие своей культуры через свои выступления в концертах, и через посильную организацию «бытового музицирования».
Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом. Ученик, небрежно разбирающий нотный текст, обычно проявляет небрежность и в целом ряде моментов своего поведения, на которые педагог при удобном случае может и должен воздействовать. Ритмика игры ученика самым тесным образом связана с основными чертами его характера: наоборот, четкость ритма соответствует способности к четким волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная вялость игры ученика очень часть совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутость, необщительность, - которые тоже находятся в сфере возможного воздействия педагога.
Общеизвестно, насколько педагогу важно быть осведомленным об условиях домашней жизни и работы ученика. Это помогает понять очень многое в его характере и поведении. Для педагога-пианиста важно, в частности, иметь представление о качестве инструмента, на котором ученик упражняется: это нередко открывает глаза на причины целого ряда дефектов его игры.
Система индивидуальных занятий в специальных классах делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода и несколько облегчает проведение урока по сравнению, например, с групповыми занятиями, где педагог обязан уделять внимание всей группе учеников и поддерживать их активность. С другой стороны, из системы индивидуальных занятий вытекает ряд трудностей. Первая из них состоит в том, сто наличие большого числа индивидуализированных рабочих планов и предельная индивидуализация всей педагогической работы в специальных классах в сильнейшей мере осложняет подготовку педагога к уроку. Вторая трудность заключается в неизбежности многократного повторения сходных указаний каждому ученику в отдельности. Педагогу приходится быть очень изобретательным, чтобы не впасть в штамп и уметь вносить каждый раз что-то новое и в разъяснении ритмики, голосоведения, нюансировки и т.д. Третья трудность заключается в том, что педагогу приходится каждый час перестраиваться применительно к индивидуальным особенностям очередного ученика; это особенно трудно тогда, когда после способного, продвинутого ученика на занятие приходит менее продвинутый и менее способный ученик; нужно, однако, чтобы и он получил полную меру педагогического внимания.