Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

"Особенности выразительного исполнения в классе фортепиано"

20 октября 2022 г.

При изучении музыкального произведения в детской школе искусств необходимо уделить особое внимание работе над мелодией.

М.И. Глинка говорил, что гармония, контрапункт и инструментовка призваны лишь «дополнять» и «дорисовывать» мелодическую мысль. Этой традиции следовали все русские классики вплоть до С.В. Рахманинова – величайшего мелодиста первой половины XX века, считавшего, что «мелодия - это музыка, главная основа всей музыки».

Если основа музыки - мелодия, то основа мелодии - пение. Конечно же, музыка имеет свои закономерности и свои выразительные средства, отличающие ее от музыки вокальной, но в конечном счете мелодия связана с принципами вокального начала, естественными закономерностями человеческого дыхания. Без этих связей музыка становится автоматичной.

Певучесть при игре на фортепиано, рассматриваемую как классическую традицию исполнительского искусства, нельзя сводить лишь к напевности звука. Это понятие органически включает в себя «одушевленность» исполнения, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу». Эти традиции должны быть положены в основу работы пианиста над мелодией. Одна из важнейших задач преподавателя - научить молодого исполнителя «петь на фортепиано» искренне и задушевно, передавая смысл музыкального произведения.

Работа над мелодией начинается с первых шагов обучения игре на фортепиано. Уже при исполнении учащимся голосом, а затем на инструменте простейших песенок необходимо обратить его внимание на то, что мелодия – это не ряд обособленных звуков, а определенная их последовательность, связанная между собой в единое целое. Для того, чтобы ученик лучше ощущал мелодическую линию, следует сказать ему о том, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные.

Очень важно уже в начале обучения дать учащемуся представление и расчленении мелодической линии на фразы, понятие которой уместно связать с дыханием и на первых порах пояснить, что фраза – ряд звуков, исполняемых на одном дыхании.

Известно, что разделение мелодии на фразы нередко обозначаются лигами. Многие композиторы на всегда пишут лиги, особенно когда мелодия исполняется non legato или не целиком legato. В этом случае исполнитель должен сам решить вопрос, где кончаются и начинаются различные фразы. Некоторые преподаватели дополняют авторскую запись и сами обозначают фразировочные лиги. На начальном этапе обучения, при ознакомлении учащегося с самыми элементарными сведениями в области фразировки, расстановка фразировочных лиг может быть уместна, но злоупотреблять этими обозначениями не стоит. Необходимо приучать ученика как можно раньше разбираться в нотном тексте, особенно в отношении таких важных моментов, как вопросы разделения на фразы музыкального произведения.

       Во многих случаях приходится работать на уроках фортепиано  над выявлением развития мелодической линии внутри фраз, особенно часто над достижением плавности в сочетании звуков legato. Одной из значительных трудностей в этом отношении является соединение долгих звуков с последующими короткими. Необходимо приучать учащегося хорошо «дослушивать» долгие звуки и исполнять последующий за ними короткий звук примерно с той же силой звучности, с какой звучали долгие звуки к моменту взятия короткого. Трудно добиться  связности в мелодии при повторяющихся звуках legato. Нередко в этих случаях мелодическая линия разрывается и в ней возникают «толчки». Для преодоления подобных трудностей необходимо, чтобы ученик почувствовал в каждом конкретном случае характер мелодического развития: имеет ли здесь место подъем или спад динамической волны. Динамика чрезвычайно важна для выразительного исполнения, без нее невозможно выразительно «спеть» на фортепиано певучую мелодию.

   Наряду с работой над сочетаниями отдельных звуков и выразительным воплощением тех или иных интонаций необходимо уделить большое внимание исполнению мелодической линии в целом. Для этого следует уяснить развитие мелодии, ее разделение на построения большего и меньшего масштаба, определить важность этих построений. Полезно осознать в отдельных построениях наиболее значительные звуки – «интонационные точки», как называл их К.Н. Игумнов, - вплоть до главной кульминации сочинения.

    Не менее важно почувствовать и передать моменты «дыхания» - цезуру между отдельными фразами. При объяснении учащемуся выразительного значения цезур и логики мелодического развития необходимо постепенно вводить начальные сведения из области музыкальной формы, знакомить с разделением мелодии на мотивы, предложения, дать понятие о кадансах, их выразительном значении.

 Многие педагоги и музыканты ставили на первое место работу над красотой музыкальной речи. Певучесть фортепианной игры – один из ведущих принципов великих мастеров пианистического искусства.