Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

"Декоративный натюрморт"

5 декабря 2022 г.

"Декоративный натюрморт"

Вид занятия: Рисование декоративного натюрморта с натуры в технике декоративная живопись, состоящего из 3-х предметов на светлом фоне. Предметы разной формы и материальности, фактуры. Материал – гуашь.

Цели и задачи:

-способствовать  формированию понятий о декоративном натюрморте, воспитывать эстетический вкус.

-закрепление понятия «стилизация»;

-совершенствовать технику работы с красками; способствовать развитию умений  находить правильное цветовое решение при заполнении пространства;

- развитие творческого воображения.

Оборудование для учителя:

доска, наглядные иллюстрации с декоративными натюрмортами

Оборудование для учащихся:

линейный  рисунок натюрморта,  вода, гуашевые краски, кисти.

 План урока:

1.Организационный момент. Знакомство с темой урока, вступление – 3 мин.

2.Анализ натурной постановки. – 10 мин.

3.Основные отличительные особенности декоративного натюрморта от реалистичного.  Обсуждение: декор, стилизация – 5 мин.

4.Практическая часть – 90 мин.

5.Подведение итогов урока, анализ – 12 мин.

  Ход урока:

Тема нашего урока «Декоративный натюрморт». Слово «натюрморт» вам уже знакомо. Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию по смыслу.  Натюрморт в переводе с французского языка  означает «мёртвая натура», вытеснив голландское слово «неподвижная натура». В переводе с немецкого языка -  оно означает «тихая жизнь»

Создавая живописными средствами, натюрморт заставляет нас переживать, удивляться и радоваться.

  • Цвет можно по-разному воспринимать и передавать;
  • Цветом можно передавать чувства;
  • Цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру

Прежде, чем приступить к практической работе в цвете, мы проведём анализ натурной постановки: ваза с цветами и горшок с декоративной ложкой, две драпировки.

  • Имеется цветовой контраст;

Рассматриваем цветовой круг и определяем «контрастные цвета». «Контрастные цвета» - это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный - зелёный.  В нашем натюрморте это темный красный и тёмный зелёный.

Есть ещё и второй контраст: светлый (ахроматический) предмет на темном  фоне.

  • Имеются предметы, сближенные по тону; В нашем натюрморте это: темный красный фон драпировки и горшок. Рамочка на втором плане и цветы в вазе.
  • Имеются предметы декоративного характера. В нашем натюрморте это засушенные цветы чертополоха, узор на горшке, декоративная ложка.

И ещё, что хотелось бы особенно выделить: мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:

  • Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра;
  • Ахроматическую (не цветную), в которую входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.

           Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать. В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом. 

Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?  В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.

  В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма  не много упрощенная. Нам обязательно надо передать объём предметов.

Хочу обратить ваше внимание на то, как показана форма и объем в декоративном натюрморте. Линией художник рисует так, чтобы не уничтожить форму, а подчеркнуть её (например, кувшин не нарисован в прямую полоску). Посмотрите,  в декоративном натюрморте объем не прописывается,  как в реалистичном.  Объем существует,  и он просто показан другими средствами. Например: плоскостями или элементами, изображающими по форме предмета. Фон также прописывается  в едином стиле с предметами. Как и в реалистичном натюрморте.

          Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура, т.е. материальность предметов (керамика, дерево, ткань, засушенные цветы)

Вывод: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.

Ответ детей: Цвет, форма, фактура.

Практическая часть.

      А сейчас мы приступим с вами к практическому исполнению. Вам необходимо на основании тех знаний, которые мы сейчас освежили в памяти,  выполнить натюрморт  в цвете. Сегодня мы с вами выполним декоративный натюрморт при помощи гуаши. А также в технике исполнения декоративная живопись.

 А как вы думаете,  какими элементами  мы можем передать  декоративность  натюрморта? Используем интересное исполнение, например: плоскостями.

Работу над предметами ведём по следующей схеме:

  • Свет на предмете + касание с фоном
  • Полутень на предмете
  • Собственная тень на предмете
  • Падающая тень от предмета на плоскость
  • Рефлекс на предмете + касание с фоном.

   Выбирая технику исполнения, не забывайте, что цветовые пятна с определённым оттенком накладываем по форме предметов:

  • Если предмет напоминает форму шара, то по окружности, по форме овала.
  • Если цилиндрическую (или коническую), то по вертикали (под углом)

Не забываем о решении пространственных задач – первый и второй планы.

В конце урока  анализ о проделанной работе.

                        Список литературы:

  1. Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2, изд. третье, М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
  2. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» СПб. 1999 г.
  3. Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М., Астрель 2005 г.

 

https://rutube.ru/video/private/de71f01c5ef4a5b68950ed45f11591a0/?p=stDDXDF7EMOEUMu_2FTlHg