7 декабря 2022г. в классе фортепиано Шураевой Надежды Николаевны прошел открытый урок на тему: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано на примере пьесы А. Хевелева «Баба – Яга», с ученицей 4 класса Кильмяшкиной Ксенией.
На уроке присутствовали: методист – Киткина И.В., заведующая методической секцией – Сорокина Л. В., преподаватель по классу скрипки – Романова С. С.
Цель урока:
Формирование представлений о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, особенностях построения.
Задачи урока:
̶ образовательные: обучить выразительному исполнению, освоению приёмов звукоизвлечения и умению выполнять анализ и синтез музыкального произведения;
̶ воспитательные: привить эстетический вкус и сформировать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
В начале урока словесно создаем образ «Бабы – Яги». Характеризуем её как злую, сгорбившуюся старуху, наделенную колдовской силой и живущую в темной чаще леса, в избушке на курьих ножках. Одета в лохмотья, голос – низкий, скрипучий, зловещий. Характер у неё вредный, агрессивный, упрямый.
Нарисованный словами образ передаем музыкой, с помощью музыкально-выразительных средств:
1. Мелодия скачкообразная, тревожная, беспокойная;
2. Однообразный аккомпанемент на стаккато, звучащий «упрямой» квартой;
3. Пульсирующий и синкопированный ритм;
4. Размер 4/4, аккорды группируются 2+2+3, что придает звучанию неровность, имитируя прихрамывающую походку «Бабы – Яги»;
5. Нижний регистр, который как бы передает нам грубый, хриплый голос зловещей старухи;
6. Динамика часто меняется. Сила звука от p к f, частые crescendo и diminuendo говорят о том, что Баба – Яга – неуравновешенная особа.
Поясняем, что пьеса написана в трехчастной форме. При этом первая и третья части одинаковы. Вторая часть более яркая и выразительная. Меняется фактура – становится более насыщенной и густой. Средняя часть отличается технической и ритмической сложностью. В конце третьей части Баба – Яга уходит, и лишь звучащие интонации напоминают о ней. Образ Бабы – Яги как бы растворяется.
Результаты урока:
1. Ученица умеет анализировать музыкальное произведение ;
2. У неё четко сформирован заданный образ;
3. Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
Урок получил положительную оценку присутствующих.