Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Работа над музыкальным образом в классе фортепиано на примере пьесы А. Хевелева «Баба – Яга»

7 декабря 2022 г.

    7 декабря 2022г. в классе фортепиано Шураевой Надежды Николаевны прошел открытый урок на тему: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано на примере пьесы А. Хевелева «Баба – Яга», с ученицей 4 класса  Кильмяшкиной Ксенией.

    На уроке присутствовали: методист – Киткина И.В., заведующая методической секцией –  Сорокина Л. В., преподаватель по классу скрипки – Романова С. С.

    Цель урока:

Формирование представлений о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности, особенностях построения.

    Задачи урока:

̶            образовательные: обучить выразительному исполнению, освоению приёмов звукоизвлечения и умению выполнять анализ и синтез музыкального произведения;

̶            воспитательные: привить эстетический вкус и сформировать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

    В начале урока словесно создаем образ «Бабы – Яги». Характеризуем её как злую, сгорбившуюся старуху, наделенную колдовской силой и живущую в темной чаще леса, в избушке на курьих ножках. Одета в лохмотья, голос – низкий, скрипучий, зловещий. Характер у неё вредный, агрессивный, упрямый.

    Нарисованный словами образ передаем музыкой, с помощью  музыкально-выразительных средств:

1.     Мелодия скачкообразная, тревожная, беспокойная;

2.     Однообразный аккомпанемент на стаккато, звучащий «упрямой» квартой;

3.     Пульсирующий и синкопированный ритм;

4.     Размер 4/4, аккорды группируются 2+2+3, что придает звучанию неровность, имитируя прихрамывающую походку «Бабы – Яги»;

5.     Нижний регистр, который как бы передает нам грубый, хриплый голос зловещей старухи;

6.     Динамика часто меняется. Сила звука от p к f, частые  crescendo и diminuendo говорят о том, что Баба – Яга – неуравновешенная особа.

    Поясняем, что пьеса написана в трехчастной форме. При этом первая и третья части одинаковы. Вторая часть более яркая и выразительная. Меняется фактура – становится более насыщенной и густой. Средняя часть отличается технической и ритмической сложностью. В конце третьей части  Баба – Яга уходит, и лишь звучащие интонации напоминают о ней. Образ Бабы – Яги как бы растворяется.

    Результаты урока:

1.     Ученица умеет анализировать музыкальное произведение ;

2.     У неё четко сформирован заданный образ;

3.     Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

    Урок получил положительную оценку присутствующих.