Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Развитие пианистического аппарата на первоначальном этапе обучения

12 января 2023 г.

10 января 2023 года преподаватель по классу фортепиано Шураева Надежда Николаевна выступила с методическим сообщением на тему: «Развитие пианистического аппарата на первоначальном этапе обучения».

На заседании методической секции присутствовали: Киткина И. В. (методист ДШИ), Сорокина Л. В. (заведующая методической секцией Фортепианного отделения), Романова С. С. (преподаватель скрипичного отделения), Ибрагимова И. К. (преподаватель народного отделения).

Цель методического сообщения: подготовка пианистического аппарата у начинающих пианистов.

Принципы, на которых следует развивать пианистический аппарат, следующие:
1.     Гибкость и пластичность аппарата.
2.     Живые и активные пальцы.
3.     Целесообразность и экономия движений.
4.     Управляемость техническим процессом.
5.     Звуковой результат (как необходимый итог).

В сообщении было обращено внимание на то, что одним из сложных моментов в организации пианистического аппарата у начинающих является воспитание цепкости и чуткости пальцев (ногтевых фаланг). Поэтому способ прикосновения ногтевой фаланги к «дну» клавиатуры необходимо развивать с первых уроков игры на фортепиано. Вторая задача – научить начинающего пианиста хорошо владеть концом первого пальца: играть цепко боковой частью «подушечки». А запястье является проводником разнообразных движений. Главная задача - передать ученику ощущение тяжести его собственной руки. Было обращено внимание на наиболее типичные недостатки пианистического аппарата:

- напряженно поднятые плечи,
- зажатый, лишенный подвижности локтевой сустав,
- напряженное и фиксированное в одном положении запястье,
- усиленная вибрация запястья («тряска»),
- отсутствие мышечной организации свода-прогибающиеся внутрь ладони кистевые суставы,
- прогибающиеся ногтевые фаланги,
- напряженный, малоподвижный первый палец,
- пятый палец, играющий всей длиной, напряженный в вытянутом или согнутом положении.

Параллельно следует ставить задачи совершенствования отдельных участков пианистического аппарата. Для совершенствования мелкой техники важно направление, которое можно условно назвать механизацией пальцев. Вкратце оно заключается в четырех действиях:
1.    Быстрое взятие клавиши кончиком пальца.
2.    Моментальное освобождение от давления на клавишу.
3.    Отскок предыдущего пальца.
4.    Быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей.

При этом конечная цель состоит в том, чтобы все четыре действия производились одновременно. Если задача первого направления состояла в освобождении пианистического аппарата, то второе направление вносит в технику дисциплину и организованность, повышает способность исполнителя управлять техническими средствами.

Наконец, один из важнейших критериев – это опыт и интуиция педагога, которые подскажут ему различное соотношение этих видов работы в занятиях с различными учениками. Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастает огромное дерево. Не ради техники должен заниматься ученик, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда и саму технику. Скрытые в ребенке творческие силы могут яркой вспышкой озарить сложный педагогический процесс.