Педагог-музыкант должен ясно представлять себе всю психологическую сложность исполнительского акта, которая заключается, прежде всего, в его непрерывности. Музыканту приходится столько минут и секунд держать в интенсивном напряжении свои нервно-психические силы, сколько минут и секунд длится исполнение пьесы. Сложность исполнительского акта заключается также в его многогранности: он требует высокой активности многих сторон активности: исполнительской воли, эмоциональных переживаний, воображения, памяти, а также двигательной сферы.
Многие педагоги допускают ошибку, воздействуя на эмоциональный тонус ребенка, непрерывными репликами, вроде: «не засыпай», «играй бодрее». Ребенок на уроке вообще предельно далек от «засыпания», и если он начинает зевать, то это лишь признак усталости от умственного напряжения. Следует также учитывать, что чем моложе ученик, тем менее он способен несколько раз подряд сыграть пьесу «по-настоящему», с яркой передачей характера и настроения.
Научить распределять внимание между игровой перспекцией и игровой ретроспекцией – одна из самых трудных задач воспитания исполнителя. Нужно научить оживлять в памяти игровые образы, несмотря на то, что часть внимания занята реальным восприятием звуков и двигательных ощущений, а с другой стороны – научить «слушать» свою игру. Вместе с тем, очевидно, что на протяжении всего обучения приходится воспитывать и тонкость самого восприятия, и яркость, широкий охват – в сочетании с максимальной конкретностью – в работе воображения. Именно в этом и состоит основная часть работы педагога-музыканта.
Воспитание чувства художественной меры начинается с того момента, когда указания педагога принимают форму: «немного, чуть-чуть», «на волосок» больше или меньше». До этого происходит лишь предварительная наметка художественного оформления. «Чувство технической меры» состоит в умении взять посильный темп и посильный уровень звучности. Педагог, который преждевременно требует от ученика игры в быстром темпе, никогда не воспитает чувство технической меры; но и тот, который слишком осторожно дозирует увеличение темпа, едва ли его достигнет.
Нужно помнить, что в области искусства всякие «вымученные» достижения непрочны и что перенапряжение психики, как во время исполнительского акта, так и в подготовительной работе, не только грозит срывами, но и препятствует передаче художественного содержания.