Сложная своим гармоническим и интонационным содержанием музыка требует особого акцента на развитии слуховых данных маленьких пианистов. Начиная с первых занятий ученику следует давать небольшие, легко запоминающиеся мотивы, которые он должен спеть или подобрать на инструменте после показа педагогом.
Систематическая тренировка в этом направлении будет способствовать развитию слуховых представлений, так называемого внутреннего слуха. Для подбирания на инструменте следует использовать вначале простые примеры (короткие отрывки из детских и народных песен), а затем, после приобретения необходимых навыков – и более сложные.
Давать детям нужно хорошо запоминающиеся мелодии. После того как пример точно воспроизведен, целесообразно транспонировать его, проигрывать в разных тональностях. По мере приобретения учеником опыта (в конце первого - в начале второго года обучения) можно переходить к подбору мелодий с гармоническим сопровождением.
Раннему развитию музыкальной памяти способствует игра наизусть примеров, построенных на простейших звуковых и ритмических соотношениях.
Известный немецкий композитор К. Орф советует начинать развитие памяти с мотивов, в основе которых лежат наиболее яркие и доступные для детей интонации (например, призыв кукушки). Накопление у детей новых музыкальных впечатлений и образов имеет большое значение, поэтому ученик должен слушать как можно больше музыки и запоминать ее. Этим стимулируется слуховое воображение и развитие внутреннего слуха.