Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано.

18 января 2024 г.

Этапы работы над музыкальным  произведением в классе фортепиано.

Начинать работу над произведением нужно поэтапно, не пытаясь решить все проблемы сразу.

1.     Желательно прослушать новое произведение в записи. Замечательно слушать произведение, отслеживая текст по нотам.

2.     Смотрим – кто написал произведение. Знакомимся с краткой биографией композитора, эпохой, в которой он жил и творил.

3.     По названию определяем жанр.

Выучивание делится на 3 этапа.

1.     Ознакомление с произведением и его разбор.

2.     Преодоление как более общих трудностей, так и детальных, связанных с исполнением.

3.     Собрание всех разделов произведения в единое целое, работа над ним.

 

Первый этап работы:

Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – основа для дальнейшей правильной работы. Разбираем произведение сначала небольшими, относительно законченными построениями, при этом неукоснительно выполняя все авторские пометки и указания. Разбор каждой рукой отдельно нужен ученикам младших классов, но в сложных построениях должен применяться и более подготовленным. Необходимо с самого начала обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена смысла. Часто встречающийся недостаток при разборе – небрежное отношение к аппликатуре.

Важный вопрос – игра на память. Правы те, кто считает, что значительную часть произведения полезно знать наизусть ещё в начале изучения. Это облегчает и ускоряет ход работы, ученик раньше приобретает ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении. Попытки преждевременного перехода к подвижному темпу плохо влияет на качество игры. Поэтому выучивание на память следует вести по отдельным построениям в медленном темпе, затем переходить к соединению их в более крупные части и далее – к медленному проигрыванию всего произведения. Педаль следует вводить позже, когда обеспечено знание текста и должное качество беспедального звучания.

Второй этап :

Второй этап работы над произведением заключается в следующем: звучание инструмента, фразировка, штрихи, динамика,  аппликатура, педализация.

Звучание инструмента:

При выучивании нужно добиваться глубокого звучания, хорошей опоры пальцев. Важно научить любить самый обычный фортепианный звук – полный, мягкий, сочный и привить потребность в таком звучании. Пока учащийся не владеет своими руками, ощущение опоры легче приобрести при работе над произведениями аккордового изложения, требующего наполненного звучания. Нельзя давить на клавиши – так создаётся вязкость звучания и прерывистость мелодической линии.

Фразировка:

Только вдумчивое отношение фразы позволит вникнуть в музыкальное содержание исполняемого произведения. В каждой фразе есть известная точка – логический центр фразы. Интонационные точки – это особые точки тяготения, влекущие к себе центральные узлы, на которых всё строится. Они очень связаны с гармонической основой. Это делает мелодию более ясной, слитной. Необходимо вести линию музыкальной фразы, чувствовать фразу на паузах, которые не должны прерывать развитие произведения. Важный момент – ощущение дыхания в музыке. Без этого ощущения нет начала и теряется выразительность следующего построения. Далее говорим о динамических средствах выразительности. Богатство динамики зависит от тонкости восприятия образного содержания и мастерства исполнителя.

Штрихи:

Штрихи являются важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально- образного содержания и стиля исполняемого произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. Поэтому необходимо учитывать в каком художественном произведении данный штрих будет применён, какое содержание и характер музыки он будет признан подчеркнуть: торжественный, лирический, скорбный, шутливый, повествовательный и т.д.

Аппликатура:

Удобной считается та аппликатура, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль.

Педализация :

Антон Рубинштейн говорил: «Педаль – душа рояля». Хорошая педализация – три четверти выразительной игры на фортепиано. Обучить педализации нельзя. Нужно воспитывать понимание музыки и педальное чутье. Педаль управляется слухом. Это главное правило. В идеале – ни заучивать, не переучивать педализацию нельзя. Основа владения педалью – это навыки приспособления. Совет о градациях педали: «На piano нужно нужно нажимать педаль легко, а на forte – более глубоко».

Третий этап:

Важный раздел обучения – воспитание у ученика способности слышать, охватить и цельно исполнить произведение. Надлежащее исполнение произведения не может быть достигнуто без понимания выразительного значения его формы. Форма неотделима от содержания, от замысла автора.

Очень важен темп исполнения. Определению темпа способствует авторские указания, понимание характера произведения, его стиля. Нужно также, чтобы ученик верно воспринимал основную единицу длительности, определяющую временной пульс произведения. Добиваясь метроритмической точности исполнения, нередко берётся за единицу пульсации меньшую длительность, чем та, которая отвечает смыслу музыки, и указана автором.

Завершая обзор основных разделов работы над музыкальным произведением можно сделать вывод, что тщательность, детализация требований, настойчивость преподавателя и ученика в их выполнении должны сочетаться с развитием исполнительского начала, с обучением именно исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия.