Камерно-вокальные произведения Дмитрий Дмитриевич Шостакович создавал в течении всей жизни. В камерно-вокальном творчестве Д. Шостакович обращался как к текстам стихотворной структуры – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Саши Черного, Марины Цветаевой, Александра Блока, Микеланджело, – так и к прозе – «Пять романсов на слова из журнала «Крокодил»».
История камерно-вокального жанра в творчестве Шостаковича начинается с 1936 года, когда были созданы четыре пушкинских романса ор. 46. Шостакович к этому времени стал уже зрелым мастером, автором значительных произведений в самых различных жанрах. В этом цикле заметно воздействие симфонического творчества композитора.
Рубеж 40–50-х годов обозначил собой начало нового, более высокого этапа творчества Шостаковича – конечно, не только вокального. Тема страданий еврейского народа не раз возникала в творчестве Шостаковича – достаточно вспомнить первую часть Тринадцатой симфонии («Бабий Яр»), но еще раньше был создан цикл «Из еврейской народной поэзии». Одна из очень важных особенностей этого нового этапа – утверждение положительных образов в творчестве композитора и новый путь их конкретизации. В частности, цикл «Из еврейской народной поэзии» (соч. 79) свидетельствует об умении композитора видеть поэтическое в самых разных жизненных явлениях: в героическом и будничном, трагическом и смешном. Цикл состоит из 11 номеров: 1) «Плач об умершем младенце» 2) «Заботливая мама и тетя» 3) «Колыбельная» 4) «Перед долгой разлукой» 5) «Предостережение» 6) «Брошенный отец» 7) «Песня о нужде» 8) «Зима» 9) «Хорошая жизнь» 10) «Песня девушки» 11) «Счастье».
Непосредственным толчком к созданию вокального цикла стало приобретение сборника «Еврейские народные песни». Увидев его в витрине книжного магазина, композитор, который всегда проявлял интерес к еврейскому фольклору, надеялся найти в нем музыкальный материал, но оказалось, что это только тексты. Впрочем, Дмитрия Дмитриевича это не особенно разочаровало – ведь можно положить стихи на музыку!
Цикл Д. Д. Шостаковича «Сатиры», op. 108 на стихи Саши Чёрного написан в 1960 году и посвящён Галине Павловне Вишневской. Опасаясь возможных препятствий, Г.П. Вишневская предложила добавить Шостаковичу подзаголовок «Картинки из прошлого», который должен был создать впечатление, будто стихи поняты композитором исключительно как сатира на царское время. 22 февраля 1961 Галина Вишневская исполнила цикл, аккомпанировал Ростропович. Когда замолк последний звук, разразилась такая овация, что артисты вынуждены были повторять все произведение целиком.
Лаконичные, отмеченные типическими чертами творчества Шостаковича, «Сатиры» отличаются и специфическими приемами, усиливающими иронический характер произведения. Так, название каждою номера включено в вокальную партию: певец объявляет, что сейчас будет петь. Комизм усиливается и повторением отдельных слов, и стилизацией.
Пять романсов для голоса (баса) и фортепиано, соч. 121. Слова из журнала «Крокодил» № 24 (1782) от 30 августа 1965 года. В цикл входят пять номеров: 1. Собственноручное показание; 2. Трудно исполнимое желание; 3. Благоразумие; 4. Иринка и пастух; 5. Чрезмерный восторг. Произведение завершено 4 сентября 1965 года. «Часто работать побуждает интерес к какому-нибудь жанру, – говорил композитор, – желание испытать свои силы и, может быть, сделать что-либо новое. Недавно я написал пять юморесок на слова обычных читательских заметок в журнале „Крокодил"»
Так как творчество великого композитора на сегодняшний день уже исследовано в значительной степени, это дает возможность современным вокалистам глубже прочувствовать и с особой выразительностью интерпретировать его произведения.