Для того чтобы донести произведение до слушателя, исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их достаточно много: это и динамика, темп, артикуляция, размер, и т.д. К средствам выразительности относятся и штрихи. Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр и другие характеристики звучания. Понятие «штрих» происходит от немецкого «strich», что означает – линия, черта. Такое слово возникло от обозначений в нотах, которым следует исполнять тот или иной звук, часто указывается в нотах при помощи разнообразных точек, черточек и прочих знаков над или под нотами. В большинстве случаев штрих относится к одной отдельной ноте и изменяет её реальную продолжительность в отличие от длительности, которая указывает только время звучания. Наталья Корыхалова, известный педагог-пианист, определение «штриха» вместо «артикуляции», считает нежелательным и неправомерным. Поясняя это тем, что штрихи – это игровые движения, с помощью которых осуществляются артикуляционные приемы (non legato, legato, staccato), но не сами приемы, а слово «штрих» считает уместно применять по отношению к другим инструментам (например, струнно-смычковым), где отдельные игровые приемы получают специальные наименования.
Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку, и, прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности ее тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов legato и staccato» - пишет И. А. Браудо в своей книге «Артикуляция». Он наметил следующую шкалу степеней связности и расчлененности:
Акустическое legato;
legato;
Сухое legato;
Кратность:
Мягкое staccato;
staccato;
Staccatissimo (максимально достижимая краткость).
В музыкальном художественном произведении разнообразие звука поистине безгранично. Это ощущается в игре крупных пианистов, у которых каждая мелодия звучит по-своему.
В сущности, при игре на фортепиано, действуют три основных способа: non legato (игра не связанными, отдельными друг от друга звука), staccato (извлечение коротких звуков). Хотя non legato и staccato больше всего соответствует характеру фортепиано. Тем не менее, они и представляют для исполнителей немалую трудность. Нужны музыкальность и вкус, чтобы найти правильную меру их краткости, остроты. При игре non legato и staccato взятие каждого звука требует отдельного, направленного в клавишу (или от клавиши) движения пальца, кисти, либо всей руки. При legato важно проследить слухом плавный переход от одного звука в другой.
Однако, для того, чтобы организовать руку, добиться ее свободы, достичь устойчивости пальцев, научить слушать протяженность звучания, в фортепианной педагогике начинается звукоизвлечение с игрой отдельных звуков non legato – с третьего пальца, потом подключая все остальные. Самое главное – дослушивать взятый звук до его полного затухания. Обычно начинают упражнение на non legato с «главного», третьего пальца. Начинать игру legato можно только тогда, когда ученик овладел навыками игры non legato и у него появился устойчивый звук, стал чутко прислушиваться к звуку. Legato -основной и наиболее сложный прием игры на фортепиано и ему следует уделять особое внимание. Важно использовать всю массу руки, а главное – чутко прислушиваться к звуку ( в какой то мере развивать слуховой контроль). Приступая к игре legato, необходимо объяснить ученику, что сущность legato заключена в плавном соединении одного звука с другим. Умение внимательно слышать, контролировать момент перехода – важнейшая задача (« legato делается ушами» - сказал кто-то из пианистов). Приступать к изучению этого штриха нужно с упражнения на legato вторым-третьим пальцем. В упражнениях на связывание двух звуков оба пальца несут нагрузку по очереди. Перенос тяжести руки с пальца на палец заставляет тщательно следить за тем, чтобы другой в этот момент разгрузился и двигался самостоятельно. Неиграющие пальцы сохраняют естественное положение. Фиксация пальцев недопустима. Рука естественная, без лишних движений. Помимо движений пальцев при игре legato ученик осваивает и объединяющие движения кисти. Если все исполняется благополучно, ввести последовательность из трех и более звуков – до пятипальцевых последовательностей. При работе над упражнением для соединения двух звуках на legato необходимо согласовать силу второго звука с последним моментом затухания предыдущего. Без умения слышать затухающий звук, и момент перетекания одного звука в другой, невозможно добиться певучей манеры игры. Второй палец мягко опускается на клавишу, а третий палец берет второй звук «приготовленным» пальцем и ловит окончание предыдущего звука «за кончик». Обязательно добиваться слышимого соединения, а не формально переступать с клавиши на клавишу, при этом помогать объединяющим движением руки - «вести руку за пальцами, так лучше образуется объединенность, слитность звучания. Без динамического интонирования пальцевое соединение звуков не воспринимается как полноценное legato. Такого рода задания вводят ученика в сферу художественного legato. Каждое новое упражнение должно закрепляться нотным текстом, т.к. добиваться певучего legato лучше с самого начала на материале художественных произведений. Пользуясь при этом и вспомогательными упражнениями. Развитию навыков игры legato необходимо уделять большое внимание на всех этапах обучения.
Staccato означает укорочение звука вдвое. Для начинающих музыкантов можно порекомендовать как использование приблизительно половины длительности ноты на звучание, и половину времени на паузу, дополняющую длительность. В медленном темпе оно исполняется всей рукой. Если нужно сыграть четвертную ноту staccato, то рука, выдержав звук длительностью в одну восьмую, поднимается мягко, без рывка и толчка. Этот штрих придает произведениям тонкость, легкость, грациозность.
При игре staccato задача заключается в том, чтобы избрать подходящую артикуляцию и выдержать ее на всем протяжении, выполнить законченно, одинаково. Звукоизвлечение происходит в результате взаимодействия опускающейся на клавиатуру руки с хватательными движениями пальцев. Рука – вниз, палец – к себе. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или птицей, клюющей зерна.
Хочется сказать, что выбор артикуляционных приемов зависит от стиля, характера исполняемого произведения, а также от вкуса, музыкальности самого исполнителя. Хорошие исполнители умеют находить для каждой мелодии произведения, соответствующие ее особенностям артикуляцию – способ произношения.
Список использованной литературы: «Как научиться играть на рояле. Первые шаги». КлассикаXXI. М., 2008.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. КлассикаXXI.М., 2006.