Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

«Методы работы над диктантом на уроках сольфеджио»

22 октября 2024 г.

Диктант является одной из самых сложных и значимых форм работы в курсе сольфеджио на все ступенях музыкального обучения. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития.

Методы работы над диктантом разнообразны. Одним из начальных методов работы над диктантом, который проводится на протяжении первого класса является переписывание нот.  Изучение записи нот очень важно проводить в полной связи с тем, что дети воспринимают по слуху. Овладение нотной грамотой проводится очень постепенно, с усвоения отдельных элементов нотного текста. Эта работа вполне соответствует тому, что делают дети в первом классе по письму в начале года. Правда, правила нотного письма несколько иные, чем правила письма по русскому языку. Так, в записи букв дети приучаются к наклонному почерку, а ноты нужно писать с прямыми штилями; буквы пишутся на широких, больших линейках, а ноты маленькими черточками на узких линейках. Учащиеся должны знать и уметь записывать ноты. Тогда вопрос о том, как писать, должен будет уступить место вопросу – что писать, и, таким образом, удастся избежать соединения различных трудностей в одном задании.

Графическая фиксация текста. В данной форме работы используются различные пространственные изображения линии мелодии. Графическая фиксация текста может проводиться точками, линиями, квадратами. Можно показывать мелодию по пальцам, по лесенке, по лицу, ручными знаками. Главная цель подобной формы работы – создание ассоциации между движением в мелодии и телесного движения (например, движения руки).

Транспонирование. Работа над транспонированием проходит двумя путями – неосознанно (учащиеся не знают, что они делают, перенося мелодию на другую высоту и изменяя звуки по слуху) и осознанно (это возможно, когда учащиеся знают тональности). Транспонирование можно проводить устно (пение), письменно и играя на инструменте.

Устный диктант. Устный диктант должен проводиться по строго выработанной последовательности анализа текста. Анализ слышимого материала начинается с охвата целостного звучания (анализ формы-процесса, формы, структуры), а далее уточняются детали (мелодическое движение, ритмическая сторона и т.д.). В устном диктанте принимает участие вся группа.

Диктант-загадка. Это увлекательная форма работы над диктантом, при которой учащиеся определяют название песни по различным «подсказкам» - от полностью выписанного на доске нотного текста до представленных на выбор нескольких ритмических рисунков, из которых надо угадать знакомый. Песенка может быть показана по таблице, лесенке, по лицу, ручными знаками. Можно предложить собрать мелодию из нескольких разделенных по карточкам тактов («мелодическое лото»). Мелодия, которую надо угадать, может быть, хорошо знакомой и не знакомой, выученной или только что прослушанной.

Диктант «с ошибкой». После того как учащиеся просольфеджировали устно мелодию, преподаватель записывает её на доске, умышленно допуская «ошибки» - мелодические или ритмические, которые учащиеся должны найти и исправить. Важно не прибегать при этом к помощи инструмента. Эта форма работы приучает к самоконтролю и очень помогает при проверке своей записи.