Первые два года обучения пианистов являются особым периодом, во время которого создается своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, имеющему большое воспитательное значение, и закладываются основы для будущего музыкального развития детей.
Главным положением в комплексе начального этапа обучения является соединение общего музыкального воспитания с исполнительским обучением.
Начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе.
Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости качества освоения ребенком грамоты. В этот период, педагог знакомит ученика с инструментом (его механическим устройством), происходит первое знакомство с понятием «культура звука» (закладываются основы звукоизвлечения, прививается умение не стучать по клавишам, а извлекать красивый певучий звук). На первых занятиях ребенок учится различать характер музыки, получает представление о том, что музыка отображает окружающий мир благодаря своим особенным средствам выразительности.
Обучающиеся должны знать, что исполнение музыкального произведения, пусть самого небольшого и легкого, является передачей художественных образов, мыслей и чувств. В музыке это можно сделать с помощью выразительных средств звучания, и это звучание нужно найти. Способами передачи звучания являются: яркость и точность музыкальных представлений и система исполнительских умений и навыков.