Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании детей

13 декабря 2024 г.

Ансамблевое музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения - залог интереса к музыкальному искусству. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от способностей в данный момент, что благоприятствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Ансамблевое музицирование является так же ступенью для хорошей музыкальной подготовки, активным средством музыкальной пропаганды. Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях в классе специального фортепиано.

Четырехручный дуэт - это единственный род ансамбля, когда два человека исполняют музыкальное произведение на одном инструменте. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении её с игрой пианистов на двух инструментах. Различия между этими ансамблями очень большие. Два инструмента дают исполнителям гораздо больше свободы, независимость в использовании регистров, педалей.

В отличие от других совместных видов игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же "специальности", что облегчает их взаимопонимание. Само слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает "единство".

Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом.  Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские способности будущего ансамбля.

При подборке членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.

При распределении партий педагогу нужно объяснить учащимся равнозначность каждого участника ансамбля

Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствия приемов звукоизвлечения. Умелая педализация в ансамблях обеспечивает не только "чистое" звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Игра в ансамбле требует от учащихся умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальную ткань.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития ребёнка. Освоение первоначальных навыков происходит с первых шагов обучения. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.

 В работе всегда должно быть простое для восприятия знакомое произведение, что приносит детям большую радость. Репертуар ансамбля, в котором принимают участие ученики младших классов, не должен по трудности быть сложнее тех пьес, которые они изучают в классе по специальности, иначе их внимание будет поглощено преодолением технических трудностей и, в конечном счете, будет мешать художественному развитию, приучать к неряшливости.

Психологически, коллективное музицирование придает ученику больше творческой смелости, желание общения с публикой, артистизм.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны:

а) Знакомство ансамбля с произведением в целом.

б) Техническое освоение выразительных средств.

в) Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у членов ансамбля общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами.

Следующий этап - преодоление ансамблем технических трудностей, что подразумевает в первую очередь:

а) синхронность при взятии и снятии звука;

б) равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;

в) согласование приемов звукоизвлечения;

г) передача голоса от партнера к партнеру;

д) соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;

е) соблюдение общности ритмического пульса;

ж) единство динамики, фразировки.

Партнеры должны уметь "поделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или пересекающемся голосоведении. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего звучащей в верхних регистрах. Важно в ансамбле уметь слушать не только себя, а одновременно и то, что играет партнер, то есть общее звучание обеих партий, которые сливаются в единое целое. Полезно предложить ученику, исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим партии Primo.  Сразу становится понятно, насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Можно поменять партнеров местами, дать понять, что для этого нужен определенный навык.

Начать вместе играть, синхронно взять два звука - не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом дирижерского взмаха - ауфтактом, и как он может быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными инструментами, когда руки каждого видны другому ауфтакт даётся легким движением кисти (с ясно определенной верхней точки), либо кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание - "снятие" звука. Пауза в игре имеет огромное выразительное значение. "Рваные", "лохматые" аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу. Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей.

Большое внимание должно уделяться тщательной работе над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.

Пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани.

Динамика исполнения имеет большое значение в исполнении ансамбля. Наиболее распространенный недостаток – динамическое однообразие: все играется mf и f , редко P.

Динамика исполнения в отдельной партии в равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности исполнения обеих партий. Следует отметить организующую роль партии Secondo - основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастания.

 

Должен быть определен темп. Особенность понимания и чувствования темпа - одна из основных задач ансамбля. При разучивании можно просчитать в соответствующем темпе ”пустой такт”.

Особое место в совместном исполнении занимает ритм. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Каждому музыканту присуще свое ощущение ритма, а в ансамбле нужно добиться взаимопонимания, согласия.

Специальная задача ансамбля - воспитание коллективного ритма, необходимого качества артистического ансамблевого исполнения.  Ритм должен быть живым, гибким, выразительным.

Приступая к работе над произведением нужно поговорить с учащимися о характере, музыкальном содержании, определить значение каждой партии. Важно проучить с каждым учащимся его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции.

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.

 Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех - единственный источник внутренних сил.

 Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости учащихся заниматься ансамблевым музицированием.