Два фактора музыкального воспитания ученика, влияющих на решение звуковых задач:
- Дослушивание звука до конца
- Ощущение горизонтального движения и развития музыки.
На первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует просит его слушать до конца затихающий звук и ощущать его, как бы «вести» кончиком пальца, пока он длится. При переносе на другую клавишу, например через октаву, ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Это ощущение также будет способствовать более естественной форме руки и поможет в работе над постановкой. Для того, чтобы научить слушать звук, необходимо давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани. Если мы обратимся к пьесам со стаккато, то убедимся, что главные недостатки исполнения чаще всего в отсутствии горизонтального движения к «опорным точкам» мелодии. Произведение звучит тяжело, отсутствует развитие музыкальной фразы. Дослушивание звука и умение горизонтально вести мелодию необходимы для правильного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента. Динамическое сближение мелодии и аккомпанемента является распространенной ошибкой учащихся. Чтобы этого не случилось, рука должна вести свою мелодическую с яркой звуковой выразительностью и ощущением развития музыкальной фразы. Аккомпанемент должен звучать цельно, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя ее звучание и помогая ее развитию. При работе над соотношением звучности бывает полезно поделить партии партии правой и левой рук между учеником и педагогом. А в некоторых случаях (когда позволяет фактура), полезно сопровождение поиграть выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить ее ведущую роль. Но обучение только внешней стороне выразительного исполнения – занятие малоплодотворное. Необходимо «зажечь» учащегося, активизировать его эмоциональную сферу, разбудить музыкальную отзывчивость. Этому может помочь метод ассоциативно образных характеристик. Б.М. Теплов сказал: «С чувства должно начинаться восприятие искусства, через него оно должно идти: без него оно невозможно…»