Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Развитие навыков подбора по слуху в младших классах.

17 марта 2025 г.

Развитый навык подбора мелодий по слуху необходим профессиональному музыканту любой специальности. Постоянный анализ произведений изучаемого репертуара, осознание гармонической вертикали способствует лучшему запоминанию текста, помогает при чтении с листа, развивает музыкальные способности:

- мелодический и гармонический слух;

- развивается техника;

- улучшается ориентировка на клавиатуре;

- появляется уверенность в себе

Эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность. Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы дома на семейных праздниках или в школьной  самодеятельности.

Занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу – приблизить обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни.

Показ на примере Русской народной песни «У кота-воркота»

Напевая песенку вслух, определяем направление движения мелодии. Можно воспользоваться графическим изображением, зафиксировать места, где мелодия останавливается на месте.

Подобрав и проиграв мелодию на инструменте, определяем устойчивый звук, от него строим трезвучие и определяем тональность. При подборе гармонического сопровождения к песенке, начинать нужно с простейшей формы – тонической бурдонной квинты. Это непрерывно звучащее созвучие I и V ступеней лада.

Для закрепления знаний подберем бурдонный аккомпанемент к песне, подобранный от Фа, Соль, Ре. При этом помним, что музыка мажорная, и, при подборе от других нот она не должна изменить окраску.

Постепенно гармонизация усложняется. Дети знают, что каждая ступень имеет номер, а вот три из них называются по именам. Вводится понятие тоники, субдоминанты и доминанты (главных ступеней лада – I, IV, V).

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.