Академическое прослушивание – это основная форма контроля выполнения учениками музыкальной школы учебной программы по специальности.
На академическом прослушивании учащиеся демонстрируют свои успехи и достижения в освоении игры на музыкальном инструменте. После прослушивания учащихся преподаватели выставляют оценку за исполнение и дают методическую характеристику выступления. По этим замечаниям можно определить, продвигается ли ученик в обучении, совершенствуются ли его исполнительские навыки.
Академическое прослушивание воспитывает волю учащегося, вырабатывает собранность и целеустремленность, развивает артистичность. Дети, прошедшие серьезную школу выступлений на академических прослушиваниях, не боятся публики, комфортно и свободно чувствуют себя в коллективе, не боятся быть на виду, они более уверенные, чем сверстники, не занимавшиеся в музыкальной школе.
Показать свои умения и достижения ученик может при правильном подборе программы. Произведения должны быть разноплановыми, яркими, интересными для исполнения. Как правило, на академическое прослушивание выносятся два разнохарактерных произведения.