Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Интонационный анализ П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

19 мая 2025 г.

Пьеса «Болезнь куклы» написана в форме периода повторного строения. I часть – предложение, которое состоит из четырёх фраз. Первые 2 фразы состоят из 4-х тактов, они одинаковы. В них используется гармоническая последовательность Т5 3 - D4 3-Т6 - D4 3. Фактура темы выстраивается от нижних звуков к верхним по типу арпеджио, с учётом нарастающей динамики создаётся образ преодоления. Мне видится отражение развивающейся лихорадки, а верхний звук, который приходится на вторую долю создаёт впечатление капающих слёз.  Каждая фраза заканчивается неустойчивой доминантовой функций.

  В третьей и четвёртой фразах прерывистая нисходящая мелодическая линия звучит в обращении, начинаясь с высоких звуков и заканчиваясь нижним. Меняется гармоническая последовательность, третья фраза заканчивается доминантой: Т5 3 - D6 -VI7 - D5 3.   Четвёртая фраза содержит утверждение доминанты аккордами, окружающие её субдоминантовой функции II6 5 - D5 3- S6- D5 3. Более тёмный регистр, нисходящее движение внутри аккордов в фактуре вносят более печальные и даже трагические нотки в художественный образ. 

II предложение начинается с повторения фраз первого, а затем достигается кульминация за счет самого высокого звука в мелодии, динамических оттенков (это f), за счет хроматизации гармонической ткани (отклонение в до-минор, повышение IV ступени лада). Возникает значительное эмоциональное напряжение. Во втором предложении 15 тактов в нём достигается сквозное развитие после первой фразы. Последние 12 тактов – это заключение (типичные черты – частое кадансирование) C гармонической последовательностью  VII 2- Т 5 3 -VII 2 -Т 5 3  -S64  -Т 7  -S64 - Т 7 - S64 - T.  Последние 8 тактов звучат на повторении звука «соль» в басу и в верхнем голосе.  Образуется тонический органный пункт. Таким образом, крайние голоса гармонии стоят на месте, упорно повторяя тонику «соль», а средние голоса двигаются вверх, создавая между собой мягкую сексту, а, затем возвращаются обратно вниз на звуки основного трезвучия.

Мелодия в этой пьесе складывается из звуков, разделённых паузами. Она имеет преимущественно нисходящее движение включающие: секунды, терции, скачок на квинту вниз. Мелодия звучит не только в верхнем голосе, но и в нижнем (3-4 фразы). Во втором предложении имеет важную роль нисходящее гаммообразное движение и остановка на одном звуке.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.