Мелодия в многоголосной музыке является преимущественно главным голосом музыкальной ткани, которая передаёт целостную музыкальную мысль произведения и является основным центром интонационности музыкального произведения и на котором свёртываются все функциональные отношения. Так же мелодия включает в себя монодию. Монодия – это принципиально одноголосный музыкальный склад Термин мелодика произошёл от древнегреческого термина «мелос» (древнегреч. песнь). И имеет собирательное понятие, обобщающее мелодии многих произведений. Термин мелодкика и мелодия в целом связывалась музыкантами с Италией вплоть до XX века. Исторический диапазон мелодии в узком смысле простирается от границы XVII века до XX, но как особый век мелодии выделяется XIX – век музыкального романтизма. Мелодия в это время обогатилась благодаря расцвету национальных европейских школ. В венок песен Европы влились не только итальянские, французские, немецкие, но и чешские, польские, норвежские, русские мелодии. В XX веке в судьбе мелодики произошли кардинальные перемены. Первое русло развития европейской мелодики преобразовывало секундовые основы мелодической линии и приводило к возникновению гармонических комплексов. Примером может служить творчество Шостаковича. Так в главной партии первой части симфонии Шостаковича №7 мелодия движется по звукам аккордов тоники и доминанты. В третьем такте возникает чуждый диатонике хроматический звук фа диез - IV повышенная ступень лада. Он вступает в конфликт с окружающими мелодию звуками. Несмотря на широкие скачки в мелодической линии, мелодия сохраняет секундовую основу. Так, если брать звуки, располагающиеся на сильную и относительно сильную долю, мы увидим секундовое движение: в первых тактах это до-ре-ми-до-фа-диез. При этом анализе так же видно, что секундовая основа мелодии в 3 такте вступает в противоречие со звуком фа- диез.
Другое русло связано с развитием мелодии гармонически – это скачковой основы мелодики, что сформировалось в нововенской школе (Шёнберг, Берг, Веберн) и проявилось у композиторов второй половины столетия Мессиана, Ноно, Штокхаузена, Булеза, Лютославского, Пендерецкого, Денисова, Щедрина, Слонимского, Тищенко, Губайдулиной.
Например, в опере А. Берга «Воццек» отсутствует тональность. Начальное движение по звукам малого минорного септаккорда могло бы утвердить в качестве устоя звук ми, но дальнейшее движение не сохраняет этого устоя.
Оба русла развития мелодики опираются на инструментализм, свободно используют диапазоны, регистры, интервалы, скорость движения. Это придаёт мелодике XX века принципиально иной интонационный облик.


