Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Работа над пунктирным ритмом на уроках сольфеджио

22 декабря 2025 г.

Работа над пунктирным ритмом на уроках сольфеджио направлена на то, чтобы ученики научились распознавать пунктирный ритм на слух и графически, а также самостоятельно конструировать и воспроизводить ритмические фразы с этим ритмом.

Во время изучения пунктирного ритма на уроках закрепляются знания, о: длительностях и паузах, о размерах, а также дети учатся правильно дирижировать (тактировать). Во время освоения пунктирных ритмов важно прочувствовать и осознать значение точки, – момент удлинения длительности вполовину ее звучания. Здесь не следует прибегать к использованию счета, к этому следует прибегать в том случае, когда ритм уже освоен и уже можно показать это со счётом. Осмысление пунктирных ритмов образуется с метрической пульсацией долей и дирижерскими жестами. 

Небольшое количество времени в данной теме уделяется объяснению, что такое точка, которая «стоит» после ноты. Можно объяснить, так: «Представим, что нота, это человек, а точка, которая ставится рядом с ней, это, как рюкзак, который надевает человек и он равен половине о веса человека, тоже самое происходит и с точкой, которая ставится рядом с нотой». Затем можно дать ученикам прослушать произведения с пунктирным ритмом, спросить встречали ли они данный ритм в произведения, которые они играют. Также следует объяснить, что пунктирный ритм в музыке используется для создания ощущения ускорения или акцента в мелодии. Это ритмическая фигура, в которой сочетается долгая нота с точкой (на сильном времени) и следующая за ней короткая нота (на слабом времени).

Затем уже переходить к непосредственному разбору, что же это такое. Посмотреть, как это сочетается с изученными размерами. Если это классы младшие, то изучается соответственно крупный пунктир (четверть сточкой восьмая), если это классы старшие, то соответственно мелкий пунктир (восьмая с точкой шестнадцатая). Объяснение, как считается ритмическая группа. Ученики прохлопывают пунктирный ритм со счётом вслух, вспоминают правила группировки длительностей (вокальная и инструментальная группировка). Упражнениями для закрепления станут практические задания: это

  • распознавание пунктирного ритма на слух;
  • запись ритмических примеров с пунктирными нотами;
  • воспроизведение ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
  • Работа в группах – создание ритмических композиций с использованием пунктирного ритма.

Игра «Вопрос-ответ» – преподаватель простукивает ритм с использованием пунктирного ритма, как бы задавая вопрос, на который ученики должны ответить своей ритмической фигурой, также используя пунктирный ритм.

Задания, закрепляющие новые знания – например, вспомнить прозвучавшие музыкальные произведения, назвать музыкальные жанры, в которых часто встречается пунктирный ритм, охарактеризовать особенности его выразительности. Для исполнения ритмических упражнений можно использовать учебники Самадаана, Якубовской, Боровик и других.

В учебниках Фроловой, Якубовской есть отдельные интонационные упражнения для отработки данного ритма интонационно. Когда дети уже освоили данный ритм простукивая, сочиняя стоит переходить к интонационным упражнениям. Здесь дети ориентируются на дирижёрский жест, на счёт (в том размере, в котором они работают). Объяснить, что каждое дирижёрское движения обозначает какую-либо долю и поэтому при исполнении стараться следить за этим. Если дирижёрский жест не помогает стоит начинать тактировать. Так дети могут стучать метр ногой, рукой или же в этом помогает педагог. Последним закрепляющим моментом может стать ритмический диктант, где будет использован пунктирный ритм.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.