Работа над пунктирным ритмом на уроках сольфеджио направлена на то, чтобы ученики научились распознавать пунктирный ритм на слух и графически, а также самостоятельно конструировать и воспроизводить ритмические фразы с этим ритмом.
Во время изучения пунктирного ритма на уроках закрепляются знания, о: длительностях и паузах, о размерах, а также дети учатся правильно дирижировать (тактировать). Во время освоения пунктирных ритмов важно прочувствовать и осознать значение точки, – момент удлинения длительности вполовину ее звучания. Здесь не следует прибегать к использованию счета, к этому следует прибегать в том случае, когда ритм уже освоен и уже можно показать это со счётом. Осмысление пунктирных ритмов образуется с метрической пульсацией долей и дирижерскими жестами.
Небольшое количество времени в данной теме уделяется объяснению, что такое точка, которая «стоит» после ноты. Можно объяснить, так: «Представим, что нота, это человек, а точка, которая ставится рядом с ней, это, как рюкзак, который надевает человек и он равен половине о веса человека, тоже самое происходит и с точкой, которая ставится рядом с нотой». Затем можно дать ученикам прослушать произведения с пунктирным ритмом, спросить встречали ли они данный ритм в произведения, которые они играют. Также следует объяснить, что пунктирный ритм в музыке используется для создания ощущения ускорения или акцента в мелодии. Это ритмическая фигура, в которой сочетается долгая нота с точкой (на сильном времени) и следующая за ней короткая нота (на слабом времени).
Затем уже переходить к непосредственному разбору, что же это такое. Посмотреть, как это сочетается с изученными размерами. Если это классы младшие, то изучается соответственно крупный пунктир (четверть сточкой восьмая), если это классы старшие, то соответственно мелкий пунктир (восьмая с точкой шестнадцатая). Объяснение, как считается ритмическая группа. Ученики прохлопывают пунктирный ритм со счётом вслух, вспоминают правила группировки длительностей (вокальная и инструментальная группировка). Упражнениями для закрепления станут практические задания: это
- распознавание пунктирного ритма на слух;
- запись ритмических примеров с пунктирными нотами;
- воспроизведение ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
- Работа в группах – создание ритмических композиций с использованием пунктирного ритма.
Игра «Вопрос-ответ» – преподаватель простукивает ритм с использованием пунктирного ритма, как бы задавая вопрос, на который ученики должны ответить своей ритмической фигурой, также используя пунктирный ритм.
Задания, закрепляющие новые знания – например, вспомнить прозвучавшие музыкальные произведения, назвать музыкальные жанры, в которых часто встречается пунктирный ритм, охарактеризовать особенности его выразительности. Для исполнения ритмических упражнений можно использовать учебники Самадаана, Якубовской, Боровик и других.
В учебниках Фроловой, Якубовской есть отдельные интонационные упражнения для отработки данного ритма интонационно. Когда дети уже освоили данный ритм простукивая, сочиняя стоит переходить к интонационным упражнениям. Здесь дети ориентируются на дирижёрский жест, на счёт (в том размере, в котором они работают). Объяснить, что каждое дирижёрское движения обозначает какую-либо долю и поэтому при исполнении стараться следить за этим. Если дирижёрский жест не помогает стоит начинать тактировать. Так дети могут стучать метр ногой, рукой или же в этом помогает педагог. Последним закрепляющим моментом может стать ритмический диктант, где будет использован пунктирный ритм.


