Консультация для преподавателей ДШИ
Общение с учеником
Общение с учеником - есть ещё одно условие для успешной работы преподавателя – это его авторитет, который создаётся в процессе общения с учеником. Дети необычайно остро воспринимают всё, что связано с личностью педагога. Авторитет педагога опирается на его культуру, знания, человеческие качества и поступки. Таким образом, любое общение с педагогом является для ученика воспитывающим. Поэтому педагогу стоит обращать повышенное внимание на свой внешний вид и поступки, а также умение вести себя с учениками и коллегами по работе. С первых уроков ученик склонен сразу с уважением относиться к преподавателю. Нам надо лишь закрепить это своей работой и уважительным отношением к ребёнку.
Когда у педагога есть авторитет, то между учеником и учителем складываются простые, доверительные отношения, способствующие человеческому и творческому контакту. Но простота и лёгкость общения не должны быть восприняты учеником как повод к приятельским отношениям. Внутренняя дистанция между ними должна сохраняться. Преподаватель на протяжении всей своей жизни имеет дело с предельно сложным и изменчивым материалом – детской психикой, которая зависит от характера и возраста ребёнка. Ученикам младшего возраста достаточно двух, трех замечаний педагога, и они стараются исправиться. А подросткам, у которых уже сложились собственные взгляды, надо доказать и доказать убедительно, почему надо играть так, а не иначе. Педагогический контакт можно считать сложившимся тогда, когда ученик отчётливо воспринимает указания педагога и выполняет их. Каждый новый год приносит с собой нечто новое в развитии характера ребёнка, его интеллекта и эмоциональной сферы.
Каждый новый этап развития требует со стороны педагога нового подхода к учащемуся и предъявления новых требований. Поэтому разность в общении с ребёнком и подростком должна иметь следующие положения:
1. Речь, обращённая к ребёнку, должна состоять из коротких простых фраз, темп речи сравнительно медленный.
2. Ребёнку можно несколько раз повторить объяснения, а подростка приучать запоминать указания с первого раза.
3. Интенсивность проведения урока должна повышаться от младших классов к старшим. В младших классах приходится учитывать медленность восприятия ребёнка и отсутствие привычки к длительной непрерывной работе. В старших классах, наоборот, - урок должен быть достаточно интенсивным, но на любом этапе обучения внимание ученика не должно оставаться незагруженным.
4. Указания ребёнку 8-9 лет должны быть чёткими и конкретными. Подросток обязан уметь работать на основе обобщенных указаний.
5. Домашние задания детям младшего возраста должны быть точно сформулированы; подросткам можно предоставлять самостоятельность в планировании своей работы.