Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

«Роль преподавателя детской школы искусств в воспитании будущих музыкантов»

16 марта 2021 г.

Методическое сообщение

«Роль преподавателя детской школы искусств в воспитании будущих музыкантов»

            За последние десятилетия в нашей стране произошли большие перемены. Наступил век компьютеризации, подрастает новое поколение с более материальными ценностями. Культура оказалась как бы в тени, в стороне. Но музыкально – эстетическое воспитание детей как было, так и остается одним из важнейших звеньев в воспитании и становлении подрастающего поколения.

Первое, с чего начинается приобщение ребенка к музыке – это встреча и знакомство со своим преподавателем. Оттого, какой контакт сложится у ученика с преподавателем, будет зависеть успех ребенка в обучении музыкой. Преподавателю очень важно стать для ученика самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Это очень нелегкая задача, которая требует постоянной работы над собой, мудрости и великого терпения.        

Главнейшая из первоначальных задач – зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки. Преподаватель должен создавать непринужденную радостную атмосферу на уроке, пробуждать воображение, не только учить музыке, но и воспитывать музыкой: играть на уроках и концертах, вместе слушать музыкальные записи, ходить вместе на концерты, музицировать в классе. Одно из условий – привлечь к себе симпатию ученика, влюбить его в себя.

Без целей и задач не может строиться учебный процесс. Какие же цели и задачи должен ставить перед собой преподаватель? Цели могут быть разные: ближние, средние, дальние. Исходя из этих целей ставятся конкретные задачи на каждый урок. Преподаватель должен планировать каждый урок, готовиться к нему. Главная цель – воспитание  музыканта, комплексное, гармоничное развитие личности ребенка. 

Преподаватель должен на уроках с учеником работать как над сольной программой, так и прививать навыки музицирования: чтение с листа, игра в ансамбле, аккомпанемент, подбор па слуху. Ученик верит преподавателю и через него еще больше любит музыку.

Занятия с учеником – это творческий процесс. Все, чему преподаватель хочет научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно элементарные задачи сделать интересными и волнующими.

Поскольку занятия музыкой индивидуальны, то нужен и индивидуальный подход. Преподаватель должен быть хорошим психологом. Не бывает двух одинаковых детей. Педагог должен знать об ученике по возможности все (здоровье, семейное положение, окружение, интересы), держать тесную связь с родителями.

Основная задача педагога – воспитание музыканта, а игра на инструменте – только средство. В связи с этим необходимо воспитывать в ученике общечеловеческие качества (терпение, усидчивость, внимание, заинтересованность, ответственность). Очень важно научить ребенка видеть, чувствовать и мыслить.

Преподавателю нужна определенная мудрость, чтобы разглядеть в ученике положительные и отрицательные стороны, увидеть перспективу в нем. Не следует ученику часто подчеркивать его недостатки, это может отбить у него желание заниматься музыкой. Гораздо важнее говорить ему о его положительных сторонах (пусть самых незначительных) и в своей работе опираться на них, поощрять и развивать их. Это не значит, что на недостатки можно закрыть глаза, наоборот, с ними можно активно бороться, они, как все плохое, виднее, понятнее и острее ощутимы на фоне хорошего.

Хваля ученика, преподаватель придает ему большей уверенности в своих силах и возможностях, уходит боязнь перед инструментом. Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что он ребенок, которому свойственно конкретное мышление. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным, метким. Одновременно важно создавать эмоциональный настрой урока. Очень важно вовлекать в работу ученика и делать это постоянно, не просто давать ему необходимую информацию и делать замечания, которые дети зачастую пропускают мимо ушей, но направлять ученика к тому, чтобы он сам себе делал замечания, находил ошибки и думал, как их исправить.

Нельзя перегружать ребенка массой различных указаний. Такие уроки иногда оказываются бесплодными. Преподаватель должен выбирать самое главное и существенное, должна быть во всем целесообразность и последовательность: от общего к детальной проработке материала, научить ученика осмысливать целое и единство целого и деталей.

Очень важно учить ученика как работать дома на примере классных занятий. Ученик будет усваивать это лучше, если не будет пассивен на уроке. Преподаватель должен больше общаться с учеником во время урока, задавать ему вопросы, спрашивать его мнение. Важно воспитывать не учеников, которые «отражают» учителя, а которые  на основании замечаний педагога делают свои выводы и идут по пути дальнейшего развития.

Успешными будут домашние занятия, если преподаватель сможет пробудить в ученике заинтересованность; воспитает работоспособность и дисциплину; правильно наметит план и выберет задания, четко поставит перед учеником цели и задачи; даст  точные указания на способы работы; поможет выявить трудности в работе.

Очень важен тесный контакт преподавателя с родителями. Здесь должна быть взаимная помощь в обучении ребенка. Родители должны стараться создать все необходимые условия своему ребенку для занятий дома, поощрять детей заниматься, приходить на родительские собрания, концерты, быть в курсе его дел в школе. Очень важно и полезно проводить классные концерты, в которых могут участвовать как сильные, так и слабые ученики. Дети любят выступать и им нужно чаще давать такую возможность. Они слышат друг друга, в них просыпается здоровый дух соперничества, желание показать свои способности, умения, а это в свою очередь стимулирует желания заниматься и достигать лучших результатов. Очень хорошо накануне концерта, когда еще идет стадия подготовки, собрать их вместе, чтобы они поиграли друг для друга, высказали замечания и пожелания друг другу. Это очень полезно для них, т.к. развивает их мышление, учит слышать и видеть достоинства и недостатки, как в своем исполнении, так и в исполнении других. Чтобы развивать их в этом направлении, полезно иногда устраивать классные конкурсы, где в жюри участвовали бы дети.

Очень полезно давать ученикам произведения для самостоятельного разучивания. Преподаватель в этом не должен принимать никакого участия. Как показывает практика, дети это очень любят и неплохо справляются с таким интересным для них заданием.  

Как хорошо, когда между преподавателями ДШИ организовано тесное сотрудничество для проведения совместных концертов, фестивалей, конкурсов, тематических вечеров. В школах искусств можно проводить объединенные концерты и вечера с разными отделениями. Это очень оживляет жизнь школы, коллектива преподавателей, а самое главное – творческую жизнь детей.  Они воспитываются в творческой атмосфере, и это становится частью их жизни. Не многие из них станут профессиональными музыкантами, но многие полюбят музыку и искусство навсегда.

Г. Нейгауз писал «Учитель игры на любом инструменте… должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть  ее разъяснителем и толкователем». Здесь неизбежен комплексный метод преподавания: то есть преподаватель одновременно является историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио и игры на инструменте.

В заключении нужно сказать, что работа преподавателя  ДШИ – это сложный творческий процесс, требующий большой самоотдачи, постоянной работы над собой и продвижения вперед, гибкое владение как общими, подходящими для всех детей, так и избирательными, индивидуальными методами обучения.