Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Предмет «Общее фортепиано в программе ДМШ и ДШИ»

22 апреля 2021 г.

Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане школ искусств.

Ещё в 1897 году В. Гутор ( видный музыкант, виолончелист, общественный деятель второй половины XIX века)  писал «… фортепиано самый удобный и полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления  в формировании музыкантов всех специальностей.  Фортепиано обладает богатейшими воспроизводящими возможностями:  «… Рояль способен на свой лад интерпретировать любое музыкальное явление»;  «.. это инструмент  эстрады и быта, солист и аккомпаниатор…».

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения  в детской музыкальной школе. Отделения или классы общего фортепиано в детских музыкальных школах и школах искусств объединяют учащихся, которые занимаются на различных музыкальных инструментах Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано: на нём можно сыграть произведения любых форм и жанров, музыку, написанную для любого исполнительского состава.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин: сольфеджио и музыкальная литература, поэтому для успешного обучения в музыкальной школе обучающимся на народном, струнном отделениях необходим курс ознакомления с инструментом. Не все инструменты обладают таким широким диапазоном как фортепиано. Более углубленное знакомство с ним даёт более широкое представление о музыкальной палитре в целом.

Общее музыкальное развитие – многогранный, сложный процесс. С одной стороны, это развитие комплекса специальных способностей ( музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память), с другой, это те внутренние изменения, которые совершаются в сфере профессионального мышления, художественного сознания обучающегося.

Курс общего фортепиано имеет профилирующее значение и может рассматриваться как составная часть  любой музыкальной специальности. Одновременно с накоплением пианистического мастерства на уроках фортепиано для не пианистов происходит целенаправленное формирование разностороннего музыканта. Курс позволяет пройти « в рамках урока большое число различных произведений и одновременно ввести немало обобщающих понятий рассматриваемых в музыкальном плане».

Значение предмета общее фортепиано очень важно для  общего музыкального образования, приобщения детей к сокровищам мирового музыкального искусства воспитания развитого эстетического вкуса, подготовки наиболее одарённых детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.  Специфика общего фортепиано определяется творческим характером музыкального обучения. Ученик, открывая  для себя новые красивые мелодии, завораживающие ритмы музыки, развивает свои музыкальные способности. Проявлением творческого начала является образное мышление, фантазия, воображение.  Механизм освоения системных знаний на уроках общего фортепиано опирается на взаимосвязь обобщающих теоретических понятий с художественно – образным содержанием изучаемого произведения.