Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Важные моменты в подготовке ученика к концертному выступлению

20 мая 2021 г.

Участие в концертах – важная составляющая обучения юных исполнителей ШИ. Контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачёта, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечера, конкурсах и т.д.

Публичные выступления – это особая форма, деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, воспитывает эстрадную выдержку, артистизм. Концерт – это музыкальный праздник. Эстрадное волнение – это боязнь забыть текст, не справиться с трудным местами и т.д. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием.        

Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, медленная игра на pp с полным контролем каждого взятого звука. Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание исполняемого произведения.

Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для концерта следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его возможностям. Для тренировки выступления можно рекомендовать имитацию концертной обстановки: поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе и т.п. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние волнения заметно уменьшается. Затем нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, умение охватить пьесу целиком. Сначала поиграть отдельные места, попробовать другие темпы, даже другие пьесы, чтобы приспособиться к инструменту. Генеральную репетицию лучше проводить за 1-2 дня до выступления, чтобы ученик успел полностью восстановиться. Перед концертом пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, ни в полную силу. Перед выступлением не стоит загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. После выступления ученик ждёт оценки своей игры прежде всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам.

Ещё один очень важный момент – Научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок.

Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Удачное выступление является огромным стимулом для дальнейшего занятия музыкой, формируют необходимые навыки и потребность в музыкальном общении.