Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Инсарская детская школа искусств"

431430, Республика Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул.Московская, дом №98

Телефон

8 (83449) 2-10-61

Эл. почта sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Адрес: 431430, Респ. Мордовия, Инсарский р-н, г.Инсар, ул. Московская, дом № 98
Телефон: 8(83449)2-10-61
Эл. почта:  sch.iskuss.insar@e-mordovia.ru

Профессионализм и компетентность педагога дополнительного образования.

26 августа 2021 г.

Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей детей. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несёт ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена на развитие познавательной мотивации детей, на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем применять знания и навыки, получаемые в системе дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами: быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей, иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений, быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным, располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотр своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т. д.

Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Частота обращений к педагогу по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может служить признаком профессионализма человека.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностный качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям. Успешная реализация программ дополнительного образования предполагает наличие у педагогов определённых компетенций, которые определяют готовность и умение: обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, организовать конструктивное взаимодействие обучающихся в разных видах деятельности и различных направленностях, создавать условие для свободного выбора деятельности детьми, выстраивать общеобразовательную программу дополнительного образования, опираясь на разные варианты примерных и авторских программ, поддерживать индивидуальность ребёнка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей, выстраивать образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на возможности и способности каждого ребёнка, поддерживать положительное, доброжелательным отношение друг к другу, выстраивать взаимодействие с родителями учащихся. К видам профессиональной компетентности педагога относят:

  1. Компетенция « Педагогическая оценка развития обучающегося» подразумевает следующие поведенческие признаки: Педагог собирает информацию об учащемся: наблюдает, беседует с учащимися, родителями и специалистами, анализирует деятельность.
  2. Компетенция « Планирование педагогического процесса по развитию учащихся» предполагает поведенческие признаки: Педагог разрабатывает планы работы, планирует образовательные процессы, занятия, продуктивную деятельность учащихся, разрабатывает педагогические проекты.
  3. Компетенция « Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования», подразумевает: построение образовательного процесса дополнительного образования.
  4. Компетенция: « Установление компетенций на основе анализа и оценки педагогических результатов, предполагает: составление характеристик учащихся в конце года, описание его достижений и качественных изменений в развитии.
  5. Компетенция « Управление взаимоотношениями с учащимися, их родителями, коллегами», предполагает: эмоциональное общение с учащимися, поощрение положительного контакта между ними. Привлечение родителей к участию в деятельности организации дополнительного образования, организуя активные формы взаимодействия с ними. Сотрудничество с коллегами.
  6. Компетенция « Самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного образования», содержит следующие поведенческие признаки: педагог осуществляет самодиагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональной деятельности.
  7. Компетенция « Профессиональное развитие в условиях учреждения дополнительного образования», подразумевает: разработку и реализацию программы профессионального развития. Использование потенциала коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации.

Педагог должен быть компетентный в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательного (осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающий среды).

Учебно-методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности:

Знание образовательной программы и методики развития деятельности детей, умение планировать и осуществлять целостный педагогический процесс воспитания и обучения детей.

Социально – педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: консультативную помощь родителям, умение вести разъяснительную педагогических работу с родителями, специалистами ШИ. Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребёнка.